PROSPECTS AND PUBLIC IMPORTANCE OF THE DEVELOPMENT OF RECLAMATION IN THE MOSCOW REGION
Abstract and keywords
Abstract (English):
The article provides justification and development of the concept of restoration and sustainable development of the reclamation complex of the Moscow region for the period up to 2030. The socio- economic development of the Moscow Oblast agro-reclamation complex and improvement of food and environmental security are based on addressing the fundamental challenges, including: comprehensive reconstruction and upgrade of the hydro-reclamation systems interconnected with the integrated system of agrochemical and agrotechnical land reclamation technologies aimed at: the improvement of the hydro-reclamation systems maintenance and stabilization of soil’s productivity; prevention of withdrawal of reclaimed lands from the production cycle; the enhancement of the social and economic development and environmental safety in rural areas; the development of skilled human resources;

Keywords:
complex land reclamation, hydro-reclamation systems, agricultural lands, productivity of agrobiocenoses, operation, modernization, reconstruction, socio-economic and environmental effect
Text

Введение. Мелиорация земель является ключевым фактором предотвращения неблагоприятных последствий изменения климата и стабилизации сельскохозяйственного производства. Весь российский рис, до 70 % овощей и картофеля, около 20 % кормов для скота и другие продукты производятся на мелиорированных землях. Ценный ресурс для производства кормов и обеспечения кормовой базы устойчивого развития животноводства представляют осушаемые сельскохозяйственные угодья Нечерноземной зоны Российской Федерации, так как более 80 % из мелиорированных сельскохозяйственных угодий используются для выращивания кормовых культур [1–3].

Развитие и рациональное использование агромелиоративного комплекса будет способствовать улучшению социально-экономических условий региона, однако, в настоящее время фактические показатели использования мелиорируемых площадей и государственных мелиоративных систем не достигают своего потенциала.

Факторами, негативно влияющими на повышение продукционного потенциала сельскохозяйственных земель, являются низкий уровень технического обеспечения гидромелиоративных систем, заболачивание, засоление, подтопление, ветровая эрозия, опустынивание. Все это приводит к деградации почвенного плодородия земель, дефициту минерального питания растений, недостатку органического вещества почвы и снижению урожайности сельскохозяйственных культур [1, 2, 4].

Преодоление негативных тенденций и выход на устойчивую динамику развития сельскохозяйственного мелиоративного комплекса, учитывая общественную значимость решения проблем продовольственной безопасности, не может быть реализовано за счет средств частных инвесторов или регионального бюджета. Только стабильное государственное финансирование, контролируемое на федеральном уровне, даст положительный результат в развитии мелиоративного комплекса региона, являющегося сложным природным и техническим объектом, решающим задачи, относящиеся к инженерно-технической, научно-методической, экологической, правовой и производственной сфере деятельности [4–6].

Методика. Научные, информационно-аналитические и статистические натуральные исследования, ретроспективный анализ и оценка результатов развития мелиоративного комплекса Московской области выполняются на основе изучения научно-методических и нормативно-технических материалов, производственных исследований, имеющихся в открытом доступе, интернет-ресурсов, открытых публикаций периодических отечественных и зарубежных изданий, отчетов по научно-исследовательским работам научных и образовательных учреждений.

Изучаются материалы по научно-методическому и информационному обеспечению в области мелиорации (проектирование, строительство, реконструкция, техническое перевооружение и эксплуатация мелиоративных систем), включающие: нормативно-техническая документы, технико-эксплуатационные паспорта и отчеты о производственной деятельности эксплуатационных организаций мелиоративного комплекса, результаты оценки экологического состояния мелиорированных земель н производственной деятельности сельскохозяйственных производителей, государственных и региональных программ развития сельского хозяйства в регионе.

Результаты и обсуждение. Анализ научно-технических материалов по обоснованию, проектированию и разработке адаптивно-ландшафтных систем земледелия [7–10] показывает, что концептуальной основой борьбы с деградацией земель сельскохозяйственного назначения может являться создание адаптивно-ландшафтных мелиоративных комплексов и эколого-мелиоративное обустройство сельскохозяйственных территорий, ведущая роль в котором отводится агролесомелиорации и гидромелиорации (строительство и реконструкция гидромелиоративных систем, в том создание осушительно-оросительных водооборотных систем). Гидромелиорация и агролесомелиорация, как единый агроландшафтный мелиоративный комплекс, являются базовым элементом, обеспечивающим устойчивость систем сельскохозяйственного производства и снижения влияния неблагоприятных природно-климатических факторов.

В Российской Федерации действует Государственная программа эффективного вовлечения в оборот земель сельскохозяйственного назначения и развития мелиоративного комплекса Российской Федерации, утвержденная Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 мая 2021 г. № 731 (далее Государственная программа).

Модернизация мелиоративного комплекса АПК является главной целью Государственной программы.

Реализация этой цели приведет к повышению продовольственной безопасности Российской Федерации, устойчивости и конкурентоспособности сельскохозяйственного производства, и устойчивому социально-экономическому развитию сельских регионов [7].

Государственная программа, в части ресурсного обеспечения, предусматривает выделение бюджетных средств на модернизацию государственных гидромелиоративных систем, проведение прикладных научных исследований и разработок, и оказание централизованной поддержки регионам и сельскохозяйственным товаропроизводителям, реализующим систему мелиоративных мероприятий Государственная поддержка реализуется в части регионов Российской Федерации только при наличии Региональных целевых программ развития сельского хозяйства, включая региональные мелиоративные комплексы, поэтому, необходима разработка Региональной программы восстановления и устойчивого развития мелиоративного комплекса Московской области на период 2022–2030 гг. Региональная программа должна учитывать экологическое состояние мелиорируемых земель, их фактическое использование и технический уровень мелиоративных систем, находящихся на их территории.

В Московской области, находится не менее 397,6 тыс. га мелиорированных земель, в том числе: 139,5 тыс. га орошаемых земель и 260 тыс. га осушенных земель, из которых являются Федеральной собственностью 8,9 тыс. га орошаемых земель.

В сельскохозяйственном производстве задействовано 118 тыс. га, при учетной площади орошаемых земель в 139,5 тыс. га, в том числе: вообще не поливалось из-за разрушения внутрихозяйственной оросительной инфраструктуры около 92 тыс. га, и только 5,5 тыс. га из-за недостаточной водообеспеченности [8].

На осушаемых землях, имеющих площадь 260 тыс. га, в сельскохозяйственном обороте не было задействовано 117 тыс. га, в основном из-за плохого технического состояния коллекторной и дренажной сети – 92,5 тыс. га.

В 2021 г. имелись следующие показатели технического состояния мелиоративных систем. По мелиоративным системам, в количестве 21 мелиоративных объекта, на учете числится 395,5 тыс. га мелиорируемых земель, из них в государственной собственности – 70,5 тыс. га. Находятся под контролем ФГБУ «Управление «Спецмелиоводхоз» – 44 тыс. га осушаемых земель, орошаемых земель – 24,7 тыс. га.

Площади мелиорированных земель, внесенные в геоинформационную базу данных, с целью мониторинга эффективности использования мелиоративного фонда составляют на сегодня 400 тыс. га.

Мелиоративные объекты, находящиеся в Федеральной собственности на балансе ФГБУ «Управление «Спецмелиоводхоз», согласно паспортов, включают: мелиоративных систем – 23 объект, гидротехнических сооружений, включая водозаборные сооружения – 74136, в том числе государственных – 1205 сооружений, в том числе: плотины – 338 сооружений, дамбы (всего) – 63,5 км; протяженность мелиоративных каналов 11764 км, в том числе государственных – 880,7 км; насосных станций – 97 комплектов оборудования, из них государственных – 12 комплектов оборудования; протяженность оросительных трубопроводов – 9449 км. При анализе технического состояния государственных мелиоративных объектов в ведении ФГБУ Управление «Спецмелиоводхоз» на 01.01.2021 можно выделить IV класса (таблица).

В хорошем экологическом состоянии находится 21,3 тыс. га мелиорированных земель, в том числе на орошаемых землях – 4,2 тыс. га, на осушаемых землях – 17,1 тыс. га. В удовлетворительном экологическом состоянии находится 102,7 тыс. га мелиорированных земель, в том числе: на орошаемых землях

31,8 тыс. га, на осушаемых землях – 70,9 тыс. га. В плохом экологическом состоянии находится 271,7 тыс. га мелиорированных земель, в том числе: на орошаемых землях 99,7 тыс. га, на осушаемых землях – 172 тыс. га.

Изучение технического уровня, технико-эксплуатационных параметров и экологического состояния мелиоративного комплекса Московской области, позволяет утверждать, что стратегической целью на 10-летнюю перспективу, является восстановление на современном научно-техническом уровне мелиоративных систем Московской области, с достижением 90 % использования в сельскохозяйственном производстве имеющегося мелиорированных земель, с действующим в нормативном технологическом режиме межхозяйственными и внутрихозяйственными мелиоративными системами и гидротехническими сооружениями, в соответствии с требованиями эколого-экономически сбалансированного использования интегральных ресурсов.

Цель и задачи программы восстановления и устойчивого развития мелиоративного комплекса Московской области социально-экономическое развитие агромелиоративного комплекса Московской области, повышение продовольственной, экологической безопасности, базируется на решении основополагающих задач, включающих: комплексную реконструкцию и модернизацию гидромелиоративных систем, взаимосвязанных с интегрированной системой агрохимических и агротехнических мелиоративных технологий, направленных повышение качества эксплуатации гидромелиоративных систем и стабилизацию уровня почвенного плодородия, предотвращение выбытия мелиорированных земель из производственного цикла, повышение уровня социально-экономического развития и экологической безопасности в сельской местности, развитие высококвалифицированного кадрового потенциала; рациональное использование мелиорированных сельскохозяйственных угодий и интегральных ресурсов при реализации единого технологического комплекса гидромелиоративных, агрохимических, культурно-технических мероприятий на мелиорированных землях при эксплуатации мелиоративных систем.

Для достижения положительного общественного эффекта от развития мелиорации, должна быть реализована стратегия интегрированной и перманентной научно-производственной деятельности, рассчитанная на долгосрочную перспективу, включающая: модернизацию мелиоративного комплекса АПК; повышение продуктивности сельскохозяйственных угодий; сохранение существующих и создание новых высоко технологичных рабочих мест; создание условий для научно-технического и информационного обеспечения комплекса мероприятий программы; изучение научно-технологического уровня ремонтно-эксплуатационных работ на мелиоративных объектах и сооружениях; повышение эффективности взаимодействия государственных институтов, в области эксплуатации внутрихозяйственной мелиоративной сети, с сельскохозяйственными товаропроизводителями, строительными, производственными, торговыми, транспортными, инжиниринговыми, проектными организациями; вовлечение в оборот выбывших мелиорированных земель и освоение неиспользуемых земель.

Реализация единого цикла мелиоративных технологических и инженерно-технических мероприятий и восстановление регионального мелиоративного комплекса позволит увеличить экспортные возможности сельскохозяйственных производителей зерновых культур, сформировать устойчивую систему кормопроизводства в животноводстве, существенно снизить объемы импортных поставок сельскохозяйственной продукции и сырья [1, 13].

Производственный цикл и этапы реализации интегрированной системы мероприятий программы развития мелиорации. Выполнение целей и задач Региональной программы мелиорации будет осуществляться с 2022 по 2030 г., включая два последовательных взаимосвязанных этапа: первый этап реализуется с 2022 по 2030 г., а второй этап с 2026 по 2030 г.

В течение первого этапа проводится работа, направленная на восстановление и высокотехнологичное развитие мелиоративного комплекса, проведение гидротехнических, агробиохимических и культуртехнических мелиораций, решаются вопросы проектирования, строительства, эксплуатации и управления мелиоративными объектами, нормативно-правового и научно-технического обеспечения инновационного социально-ориентированного развития мелиоративного комплекса.

В первый этап также входит составление планов и проектов проведения мероприятий, формирование перечня мелиоративных систем и гидротехнических сооружений, реконструкция существующих оросительных и осушительных систем. Проведение комплекса мероприятий по капитальному ремонту гидротехнических сооружений. Развитие производственной и эксплуатационной базы мелиоративной отрасли, и информационно-консультационного центра. Выполнение работ по известкованию и фосфоритованию кислых почв, выполнение мероприятий по защите от затопления и подтопления сельхозугодий.

Второй этап, является органичным продолжением первого этапа Региональной программы, ведутся строительно-монтажные работы по коренной модернизации гидромелиоративных систем и гидротехнических сооружений на межхозяйственной и внутрихозяйственной сети, с применением новых мелиоративных технологий и технических средств орошения, включая капитальный ремонт межхозяйственных мелиоративных систем, насосных станций и электросилового оборудования, защите от подтопления и водной эрозии, развитие сервисной и транспортной инфраструктуры, обеспечивающей рациональную эксплуатацию мелиорированных земель и управление мелиоративным комплексом.

Планируемые показатели эффективности реализации Региональной программы. Целевыми индикаторами, позволяющими оценить ход реализации Региональной программы, являются следующие результаты.

Введение в эксплуатацию мелиоративных систем с развитой на современном научно-техническом уровне инфраструктурой, обеспечивающих водоподачу и водоотведение, или двухстороннее регулирование водного режима мелиоративных агроландшафтов, всего около 400 тыс. га на базе реализации единого производственно-технологического цикла по строительству новых, реконструкции и модернизации гидромелиоративных систем, имеющих в зоне действия площади не используемых в сельскохозяйственном производстве мелиорированных земель.

Обеспечение нормативного и безопасного уровня эксплуатации мелиорированных земель на площади до 400 тыс. га, которое планируется достичь путем проведения нормативных объемов ремонтно-эксплуатационных работ, повышения надежности и безопасности эксплуатации гидромелиоративных систем и отдельно расположенных гидротехнических сооружений, противопаводковыми мероприятиями.

Предотвращение деградации и повышение плодородия почв, мелиорированных сельскохозяйственных угодий на базе формирования агроландшафтных мелиоративных систем земледелия и проведения комплексных мелиораций, на площади не менее 400 тыс. га, включающих: агролесомелиоративные, агротехнические и агробиохимические мелиорации.

Создание новых и сохранение существующих рабочих мест не менее 10 тысяч человек.

Проведение культуртехнических работ на 20,1 тыс. га залежных сельскохозяйственных земель, для последующего использования в сельскохозяйственном производстве.

Комплексная рекультивация и введение в сельскохозяйственный оборот земель неиспользуемых в сельскохозяйственном производстве 138,7 тыс. га.

Восстановление в сельскохозяйственном производстве залежных сельскохозяйственных земель реализуется на основе комплексного технологического алгоритма, включающего: диагностику состояния выбывших земель с использованием данных космических снимков земной поверхности, снимков беспилотных летающих объектов, рекогносцировочных обследований; анализ и оценку сельскохозяйственных угодий, и выбор плана мероприятий по окультуриванию, в зависимости от степени их деградации; восстановление почвенного плодородия и подготовка сельхозугодий под посев культур, основанное на синергетическом эффекте применения агромелиоративных, химических, биологических, культуртехнических мероприятий [14–16].

Осуществление комплекса мероприятий и выполнение целевых индикаторов программы развития мелиорации обеспечит устойчивое функционирование АПК Московской области в любой по климатическим условиям период, за счет роста устойчивости урожайности и валового производства сельскохозяйственной продукции на мелиорированных землях, на основе повышения технического уровня, технико-эксплуатационного и экологического состояния мелиоративного фонда. Использование в сельскохозяйственном производстве на высоком научно-техническим уровне и технико-эксплуатационными параметрами, всего до 400 тыс. га, в том числе: орошение 140 тыс. га, осушение – 260 тыс. га.

Выполнить техническое перевооружение и модернизацию гидромелиоративных систем имеющих площади мелиорированных земель 85 тыс. га.

Обеспечить процесс функционирования мелиоративной инфраструктуры на нормативном и безопасном уровне эксплуатации, с подконтрольными мелиорированными землями на площади до 400 тыс. га.

Предотвратить деградацию и сохранить плодородие земель задействованных в сельскохозяйственном производстве, за счет применения взаимосвязанной системы комплексных мелиораций, всего на площади около 400 тыс. га, включая: поддержание высокого уровня почвенного плодородия на площади 21,3 тыс. га, повышение плодородия почв на площади 374,5 тыс. га.

Повышение технико-эксплуатационного уровня мелиоративной инфраструктуры и улучшение экологического состояния мелиорированных земель обеспечивает высокий уровень и устойчивость сельскохозяйственного производства в Московской области, рациональное использование интегральных ресурсов и производство качественной сельскохозяйственной продукции, увеличение количества квалифицированных кадров, и соответственно улучшения социально-экономических условий жизни и культурного уровня сельских жителей.

Экономический эффект от введения в эксплуатацию мелиоративных систем с развитой, на современном научно-техническом уровне инфраструктурой, обеспечивающих двухстороннее регулирование водного режима мелиоративных агроландшафтов, всего занимающих площадь – 310,9 тыс. га, включая: площади орошаемых земель 138,5 тыс. га, и площади осушаемых земель 172,4 тыс. га.

При средней урожайности осушаемых сельскохозяйственных угодий в зерновом эквиваленте до 5 т з.ед. на 1 га, при выходе мелиоративного комплекса на запроектированную мощность в 2030 г., будет получен валовый сбор урожай за год на мелиорированных землях – 839 тыс. т з.ед.

При средней урожайности орошаемых сельскохозяйственных угодий в зерновом эквиваленте в 7 т з.ед./га, при выходе на запроектированную мощность в 2031 г., будет получен валовый сбор урожай за год – 949,9 млн т з.ед. Всего, модернизированный и используемый в нормативном режиме мелиоративный комплекс может обеспечить ежегодный выход продукции растениеводства в объемах 1788,90 тыс. т з.ед. или в стоимостном выражении 17,9 млрд руб. (при закупочной цене 1 т озимой пшеницы 3-го класса ориентировочно в 10 тыс. руб.).

Социальный эффект РЦП обеспечивается за счет появления потребности в новых высококвалифицированных специалистах для сельскохозяйственного производства, за счет повышения урожайности сельскохозяйственных культур и расширения задействованных в сельскохозяйственном производстве мелиорированных землях: с учетом восстановления и развития мелиоративного комплекса, может к 2030 г. потребоваться

новых высокотехнологичных рабочих мест до 10 тыс. вакансий. При экономической оценке трудовых ресурсов, принятой в расчетах равной 280 тыс. руб./чел., в стоимостном выражении социальный эффект может составить сумму до 2800 млн руб.

Положительный экологические результат проявляется за счет предотвращения деградации и сохранения плодородия почв мелиорированных земель на площади 400 тыс. га. Экономическая оценка позитивных экологических последствий от реализации Региональной программы может, при средней величине кадастровой стоимости сельскохозяйственных земель принятой в размере 103 тыс. руб./ га, быть выражена суммой в размере около 40 млрд руб.

Осуществление комплекса мероприятий и выполнение целевых индикаторов Региональной программы обеспечит устойчивое функционирование АПК Московской области в любой по климатическим условиям период, за счет роста устойчивости урожайности и валового производства сельскохозяйственной продукции на мелиорированных землях, на основе повышения технического уровня, технико-эксплуатационного и экологического состояния мелиоративного комплекса.

Высокий общественный (интегрированный социально-экономический и экологический) эффект Региональной целевой программы достигается на основе единого комплекса производственно-технологических и организационно-хозяйственных мероприятий, включающих: восстановление и развитие мелиоративной инфраструктуры, улучшения экологического состояния почв мелиорированных земель, совершенствования материально-технической и нормативно-методической базы, инновационного научно-технического обеспечения и повышения качества кадрового потенциала с учетом региональных особенностей развития сельского хозяйства, технического состояния и уровня мелиоративных систем, фактического использования и экологического состояния мелиорированных земель при обеспечении требований защиты природной среды от загрязнения.

Заключение. Выполнение мероприятий стратегии развития мелиорации обеспечит высокий уровень развития агропромышленного производства, а также смежных отраслей экономики Московской области и решение комплекса социальных и экономических проблем: снизить экономические риски в условиях мелиоративного земледелия, за счет стабильного получения высоких объемов сельскохозяйственной продукции независимо от агроклиматических факторов; расширить и диверсифицировать налогооблагаемую базу за счет увеличения производства сельскохозяйственной продукции и повышения конкурентоспособности сельскохозяйственных производителей, объемов производства в машиностроительной, энергетической, перерабатывающей отраслях и торговых организаций; улучшить социальную инфраструктуру сельских муниципалитетов, увеличить количество новых рабочие места и профессий для сельского населения.

References

1. Meliorativnyi kompleks Rossiiskoi Federatsii: inform. izdanie. M.: Rosinformagrotekh, 2020. P. 304.

2. Dubenok N.N., Ol’garenko G.V. Strategiya razvitiya melioratsii // Vestnik sel’skokhozyaistvennoi nauki. 2021. No. 2.

3. Ajdarov I.P., Zavalin A.A. Obosnovanie kompleksnyh melioracii zemel’ (teoriya i praktika). M.: VNIIA, 2015. 128 s.

4. Ajdarov I.P. Kompleksnoe obustrojstvo zemel’: monografiya. M.: MGUP, 2007. 208s.

5. Ugryumova A.A., Olgarenko D.G., Zamakhovsky M.P. The analysis of the main factors of the irrigated agriculture in the federal districts of the Russian Federation // 18th International Multidisciplinary Scientific GeoConference SGEM 2018 conference proceedings. 2018. . 831-838.

6. Rezolyutsiya IV Vserossiiskogo vodnogo kongressa: «Vodnye resursy: natsional’nye prioritety i zadachi. Novye tochki ekonomicheskogo i tekhnologicheskogo razvitiya vodokhozyaistvennogo kompleksa» 30 sentyabrya - 2 oktyabrya 2020 goda, g. Moskva. URL: www.watercongress. ru/wp-content/themes/Water/files/ResVVK2020.pdf (accessed 12.02.22).

7. Postanovlenie Pravitel’stva RF ot 14 maya 2021 g. no. 731 «O Gosudarstvennoi programme effektivnogo vovlecheniya v oborot zemel’ sel’skokhozyaistvennogo naznacheniya i razvitiya meliorativnogo kompleksa Rossiiskoi Federatsii» (red. ot 27.10.2021).

8. Svodnyi otchet «O pasportizatsii gosudarstvennykh meliorativnykh sistem i otnesennykh k gosudarstvennoi sobstvennosti otdel’no raspolozhennykh gidrotekhnicheskikh sooruzhenii i uchete meliorirovannykh zemel’ za 2019 g.» // Informatsionnyi portal «Raduga-Inform». M.: MSKh RF. Departament melioratsii, 2019. P. 93.

9. Agroekologicheskaya ocenka zemel’, proektirovanie adaptivno-landshaftnyh sistem zemledeliya i agrotekhnologii / V.I Kiryushin, A.L. Ivanov, M.V.bulanov i dr. M.: Rosinfoomagrotekh, 2005. 784 s.

10. Kiryushin V.I. Ekologicheskie osnovy proektirovaniya sel’skohozyajstvennyh landshaftov. SPb: Kvadro, 2018. 567 s.

11. Izmailov A.Yu., Lobachevskii Ya.P., Sizov O.A. Tekhnologii i tekhnicheskie sredstva dlya vosstanovleniya i reabilitatsii neispol’zuemykh i degradirovannykh sel’khozugodii // Tekhnika i oborudovanie dlya sela. 2010. No. 2. P. 12-14; 48.

12. Kireicheva L.V. Metodika ekologo-ekonomicheskogo obosnovaniya vvedeniya zemel’ v sel’skokhozyaistvennyi oborot ili perevod ikh v drugie kategorii / Pod obshch. red. chl.-korr. RAN V.A. Shevchenko. M.: VNIIGiM imeni A.N. Kostyakova, 2020. Kayumov M.K. Programmirovanie produktivnosti polevykh kul’tur: spravochnik. 2-e izd., pererab. i dop. M.: Rosagropromizdat, 1989. P. 368.

13. Krasnoshchekov V.N., Olgarenko D.G. Methodological trends of economic tool formation for regulation of natural resources use in agriculture // 18th International Multidisciplinary Scientific GeoConference SGEM 2018. Hydrology and water resources. . 18. № 3.1. . 485-490.

14. Perspektivy razvitiya melioracii zemel’ v Rossii / I.P. Ajdarov, A.I. Golovanov, V.N. Krasnoshchekov i dr. M.: FGOU VPO MGUP, 2011. 54 s.

Login or Create
* Forgot password?