PROPOSALS FOR CALCULATING FEES FOR EXCEEDING THE STANDARDS OF PER-MISSIBLE DISCHARGES OF SUBSTANCES OF HAZARD CLASSES 3 AND 4 FROM RECLAIMED LANDS
Abstract and keywords
Abstract (English):
Since January 1, 2019, reclamation systems have been classified as Category III facilities. Since that moment, all previous permits have been canceled, namely with respect to water bodies, including PRS (permissible discharge standard). The reporting form for Category III facilities has become a report on the organization and results of industrial environmental control (hereinafter referred to as the IEC report). Article 16.3, Part 8 of № 7‑FL, when calculating the fee for negative impact on the environment for objects of category III, «the actual volume or mass of discharges of pollutants specified in the report on the IEC are recognized as carried out with-in the limits of permissible discharges,» with the exception of radio-active substances and substances of hazard classes 1 and 2. At the same time, Article 35 of the Water Code establishes that «the amount of substances and microorganisms contained in wastewater discharges, including drainage, into water bodies, should not exceed the established standards of permissible exposure to water bodies,» while the standards of permissible exposure are established based on the maximum permissible concentrations (MPC) of substances. As a result, a disagreement arose: on the one hand, the actual mass of dis-charges is taken as the permissible discharge standard, and on the other – based on not exceeding the permissible exposure standards and MPC. MPCs of substances for fishery water bodies are approved by Order No. 552 of the Ministry of Agriculture of the Russian Federation and are uniform standards for all water bodies of the country, without taking into account regional peculiarities. Using the example of the Semikarakor branch of the «Rostovmeliovodkhoz» Management», the stable hydrochemical state of background gates for the period 1995–2001 and 2008–2018 is shown. In connection with the above, it is proposed to take the amount of substance corresponding to its background concentration for each individual water body as the permissible discharge standard. Formulas for calculating fees within and in excess of the MPC and PRS in drainage waters for substances of hazard classes 3 and 4 are proposed (additions to paragraphs 17 and 21 of Government Decree No. 255).

Keywords:
Proposals for calculating fees for exceeding the standards of permissible discharges of substances of hazard classes 3 and 4 from reclaimed lands
Text

Актуальность работы обусловлена изменениями в законодательстве, которые прошли в 2019-2021 годах в области охраны окружающей среды, в области нормирования качества компонентов окружающей среды, в частности, водных объектов, а также в области исчисления платежей за негативное воздействие на окружающую среду. Постановлением Правительства РФ от 31.12.2020 № 2398 все объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, разделены на 4 категории в зависимости от степени воздействия [1,2]. Мелиоративные системы отнесены к объектам III категории, оказывающим незначительное негативное воздействие на окружающую среду. Для объектов III категории все прежние разрешительные документы отменены, а именно в отношении водных объектов том НДС. Формой отчётности для объектов III категории начиная с 2019 года стал отчет об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля (далее отчет о ПЭК), что также закреплено в изменениях 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» [2,3,4].

Согласно ст. 16.3 ч.8 7-ФЗ При исчислении платы за негативное воздействие на окружающую среду юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах III категории, объем или масса сбросов загрязняющих веществ, указанные в отчете об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля, признаются осуществляемыми в пределах нормативов допустимых сбросов, за исключением радиоактивных веществ, высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II класса опасности). Т.е. для объектов III категории под нормативом допустимого сброса подразумевается фактическая объем или масса сбросов загрязняющих веществ. [2] С другой стороны, согласно ст. 35 Водного Кодекса в ч.2 «Нормативы допустимого воздействия на водные объекты разрабатываются на основании предельно допустимых концентраций химических веществ, радиоактивных веществ, микроорганизмов и других показателей качества воды в водных объектах»; в ч.4 «Количество веществ и микроорганизмов, содержащихся в сбросах сточных, в том числе дренажных, вод в водные объекты, не должно превышать установленные нормативы допустимого воздействия на водные объекты» [5]. В результате возникло некоторое разногласие в понимании норматива допустимого сброса именно для объектов III категории.

В связи с вышеизложенным целью работы являлось разработка предложений по внесению изменений в законодательство Российской Федерации в части совершенствования порядка исчисления платы за превышение нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ с мелиорированных земель.

Материалы и методы исследования. Изучены архивные материалы гидрохимического состояния природных водных объектов – приёмников дренажно-сбросных вод (ДСВ) Семикаракорского района Ростовской области за период 1995 – 2018 годов, представленные «Управлением «Ростовмелиоводхоз».

Коллекторно-дренажная система Семикаракорского филиала ФГБУ «Управления «Ростовмелиоводхоз» разделена на три водохозяйственных участка. На водохозяйственном участке 05.01.03.010 выпуск № 1 осуществляется из канала К-3 в реку Ерик Бешенный (расход воды – 1,02 м3/с), выпуск № 2 из коллекторного канала ЛС-2 в реку Соленая (расход воды – 1,48 м3/с), выпуск № 3 из канала МКЛ-7 в урочище Колодезьки (расход воды – 1,08 м3/с). Анализ концентраций     веществ в фоновом створе проведен на основе теории о нормальном распределении в программе MathCAD. Проверка нормального закона распределения концентраций осуществлялась по критерию согласия Пирсона с заданным уровнем значимости α = 0,05 и числом степеней свободы S = k – 3 = 4 [6-9].

Получены гистограммы и теоретические кривые функции плотности нормального распределения минерализации для ерика Бешеный за рассматриваемые периоды исследований представлены на рисунке 1.

Полученные теоретические кривые распределения максимальной среднегодовой концентрации минерализации в ерике Бешеный показали, что наиболее часто повторяющиеся значения показателя в фоновом створе за период 1995 – 2001 гг. лежат в интервале 365 – 1223,43 мг/л, 2008-2018 гг. - 540 – 1031,7 мг/л. Причем среднемноголетнее повторяющееся значение минерализации за период 1995 – 2001 гг. составляет 794, 22 мг/л, а в период с 2008 по 2018 гг. равно 785,86 мг/л, что не превышает ПДКпв для водных объектов различной категории водопользования [10]. За 25-ти летний исследуемый период минерализация водной среды в фоновом створе ерика Бешенный практически не изменилась несмотря на внутри сезонные колебания.

 

а) период 1995 – 2001 гг.

б) период 2008-2018 гг.

Рисунок 1 – Гистограмма и теоретическая кривая распределения

минерализации за рассматриваемые периоды в ерике Бешеный

 

Гистограммы и теоретические кривые функции плотности нормального распределения концентрации минерализации для р. Солёная за рассматриваемые периоды исследований представлены на рисунке 2.

а) период 1995 – 2001 гг.

б) период 2008-2018 гг.

Рисунок 2 – Гистограмма и теоретическая кривая распределения

 минерализации за рассматриваемый период в р. Солёная

 

Согласно представленному графическому анализу для р. Солёная очевидно, что за рассматриваемые периоды 1995 – 2001гг. и 2008 – 2018гг. среднемноголетнее повторяющееся концентрации равны 941,72 мг/л (интервальный ряд распределения концентраций 536 – 1347,43 мг/л) и 737,86 мг/л (в интервале 554 – 921,7 мг/л) соответственно. Полученные данные свидетельствуют о соответствии минерализации в фоновом створе на протяжении всего периода исследования пределам ПДКпв [10,11].

Гистограммы и теоретические кривые функции плотности нормального распределения минерализации для урочища Колодезьки за рассматриваемые периоды исследований представлены на рисунке 3.

а) период 1995 – 2001 гг.

б) период 2008-2018 гг.

Рисунок 3 – Гистограмма и теоретическая кривая распределения минерализации за рассматриваемый период в урочище Колодезьки

 

Полученные теоретические кривые распределения максимального среднегодового показателя минерализации в урочище Колодезьки показали, что наиболее часто повторяющиеся концентрации в фоновом створе за период 1995 – 2001 гг. лежат в интервале 871,1-986,7 мг/л, за период 2008-2018 гг. значения минерализации соответствуют интервалу 970,56-1212,3 мг/л. Причем среднее выборочное для периода 1995 – 2001 гг. составляет 1254,73 мг/л, а в период с 2008 по 2018 гг. среднее выборочное равно 1429,71 мг/л, что объясняется большой изменчивостью значений (коэффициент вариации более 26 %). Тем не менее, заметного увеличения минерализации водной среды в урочище Колодезьки за исследуемый период не произошло.

Результаты исследования и их обсуждение. Динамика минерализации в водных объектах, зависимая от атмосферных осадков, поверхностного стока и подземного питания грунтовыми водами, показала, что поверхностные и грунтовые воды на территории исследуемого района Ростовской области имеют общий источник солевого питания – почвы и подстилающие породы [12-17]. Ионный состав формируется за счет привноса солей поверхностным стоком в составе атмосферной влаги, а также в процессе грунтового питания. Установлено, что существенного изменения гидрохимического режима в фоновых створах исследуемых водных объектов за рассматриваемый период не произошло. На примере р. Соленая доказано, что, если в фоновом створе значение гидрохимического показателя превышает ПДК в 2-3 раза, а расходы реки и коллекторно-дренажных вод количественно сопоставимы, то даже при соблюдении ПДК в поступающих в водный объект КДВ, в контрольном створе ПДК достигнуто не будет [18].

В связи с полученными результатами исследований гидрохимического режима фоновых створов водных объектов считаем, что за норматив допустимого сброса для веществ 3 и 4 классов опасности для предприятий III категории необходимо принять количество загрязняющего вещества, соответствующего фоновой концентрации вещества. При этом необходимо учитывать и предельно допустимые концентрации веществ.

В связи с этим для объектов III категории предлагаем формулировки предельно допустимого сброса, норматива допустимого сброса и фактического сброса с методами их расчёта (формулы 1-3):

- количество загрязняющего вещества, поступающее в водный объект в единицу времени, соответствующее фоновой концентрации фон) этого вещества, называется нормативом допустимого сброса (НДС), г/с:

НДС = Сфон×qДСВ,                                                          (1)

- количество загрязняющего вещества, поступающее в водный объект в единицу времени, соответствующее предельно допустимой концентрацииПДК) этого вещества, называется предельно допустимым сбросом (ПДС), г/с:

ПДС = СПДК×qДСВ,                                                        (2)

- количество загрязняющего вещества, поступающее в водный объект в единицу времени, соответствующее фактической концентрацииmax) этого вещества, указанные в отчете об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля называется фактическим сбросом (ФС) г/с:

ФС = Сmax×qДСВ.                                                            (3)

Предложены дополнения в п.п. 17 и 21 Постановления Правительства от 03.03.2017 № 255 «Об исчислении и взимании платы за негативное воздействие на окружающую среду» (с изм. от 17.08.2020г.) [19] в порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на водные объекты для веществ 3 и 4 классов опасности объектов III категории.

Пункт 17 дополнить пунктом 17.1 следующего содержания:

17.1 Плата в пределах (равных или менее) предельно допустимых сбросов загрязняющих веществ при не превышении НДС над ПДС, указанных в отчете об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля для объектов III категории, рассчитывается по формуле (4):

ППД=i=1n Mmaxi× Кпд × Нi × 1,08 × Кп × Кот × Кво,            (4)

где

Mmaxi  – платежная база за сбросы i-го загрязняющего вещества, определяемая лицом, обязанным вносить плату, за отчетный период как масса i-го загрязняющего вещества, фактически сброшенная в водные объекты, не превышающая указанного в отчете об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля для объектов III категории, (тонн);

Нi - ставка платы в пределах нормативно допустимого сброса, применяемая в соответствии с постановлением N 39, рублей/тонна (рублей/куб.м);

Кпд – коэффициент, равный 1, к ставкам платы за сброс i-го загрязняющего вещества за объем или массу сбросов загрязняющих веществ в пределах нормативов допустимых сбросов в водном объекте;

Кп - коэффициент пересчета ставки платы при сбросе взвешенных веществ в соответствии с Постановлением N 913;

n - количество загрязняющих веществ; 

Кот – коэффициент в отношении территорий и объектов, находящихся под особой охраной в соответствии с федеральными законами, равный 2;

Кво – коэффициент, равный 0,5 для организаций (СХТП или арендаторов), использующих программу повышения экологической эффективности или планов мероприятий по охране окружающей среды (водного объекта); равный 1 для организаций (СХТП или арендаторов), не реализующих программу повышения экологической эффективности или планов мероприятий по охране окружающей среды (водного объекта)

1,08 - дополнительный коэффициент, учитывающий инфляцию. В 2020 году применяются ставки платы, установленные на 2018 год. Дополнительно к другим коэффициентам будет использован коэффициент 1,08. В 2021 году ставки останутся на том же уровне.

пунктом 17.2 следующего содержания:

17.2 Плата в пределах (равных или менее) нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ при превышении НДС над ПДС, но при не превышении фактического сброса над НДС, указанными в отчете об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля для объектов III категории, рассчитывается по формуле (5):

П=  i=1 n  [ M ПДi  × Кпд +(  M maxi   M ПДi )× Кнд] × Нi × 1,08 × Кп × Кот × Кво   (5)

где

MПДi - платежная база за сбросы i-го загрязняющего вещества, определяемая лицом, обязанным вносить плату, за отчетный период как масса i-го загрязняющего вещества в отводимых ДСВ, не превышающая массу, соответствующую предельно допустимой концентрации этого компонента в водном объекте - приемнике ДСВ;

Mmaxi – платежная база за сбросы i-го загрязняющего вещества, определяемая лицом, обязанным вносить плату, за отчетный период как масса i-го загрязняющего вещества, фактически сброшенная в водные объекты, не превышающая указанного в отчете об организации, о результатах осуществления производственного экологического контроля, (тонн);

Нi - ставка платы в пределах нормативно допустимого сброса, руб./ тонна;

Кпд – коэффициент, равный 1, к ставкам платы за сброс i-го загрязняющего вещества за объем или массу сбросов загрязняющих веществ в пределах предельно допустимых сбросов в водном объекте;

Кнд - коэффициент, равный 5, за объем или массу сбросов, превышающих установленные для объектов III категории предельно допустимые сбросы (ПДС); но не превышающие нормативы допустимых сбросов (НДС);

Кп - коэффициент пересчета ставки платы при сбросе взвешенных веществ в соответствии с Постановлением N 913;

Кот – коэффициент в отношении территорий и объектов, находящихся под особой охраной в соответствии с федеральными законами, равным 2;

Кво – коэффициент, равный 0,5, для организаций (СХТП или арендаторов), использующих программу повышения экологической эффективности или планов мероприятий по охране окружающей среды (водного объекта);

П – плата за негативное воздействие на водные объекты, руб;

1,08 - дополнительный коэффициент, учитывающий инфляцию

Пункт 21 дополнить пунктом 21.2 следующего содержания:

21.2 Плата при превышении фактического сброса над установленными нормативом допустимого и предельно допустимого сбросов (при превышении НДС над ПДС) над указанными в отчете об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля для объектов III категории, рассчитывается по формуле (6):

П=i=1n [MiНД × Кнд +( Mmaxi i)× Кср] × Нi × 1,08 × Кп × Кот × КвоMНД (6)

где

MНДi - платежная база за сбросы i-го загрязняющего вещества, определяемая лицом, обязанным вносить плату, за отчетный период как масса i-го загрязняющего вещества в отводимых ДСВ, не превышающая массу, соответствующую НДС этого компонента в водный объект - приемнике ДСВ;

Mmaxi – платежная база за сбросы i-го загрязняющего вещества, определяемая лицом, обязанным вносить плату, за отчетный период как масса i-го загрязняющего вещества, фактически сброшенная в водные объекты, не превышающая указанного в отчете об организации, о результатах осуществления производственного экологического контроля, (тонн);

Нi - ставка платы в пределах нормативно допустимого сброса, руб./ тонна;

КПД - коэффициент, равный 1, при не превышении массы ЗВ над предельно допустимым содержанием вещества в водном объекте;

Кср – коэффициент, равный 25, за объем или массу сбросов, превышающих установленные для объектов III категории нормативы допустимых сбросов (НДС) при превышении НДС над ПДС; либо при непредставлении лицами, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах III категории, отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля;

Кп - коэффициент пересчета ставки платы при сбросе взвешенных веществ в соответствии с Постановлением N 913;

Кот – коэффициент в отношении территорий и объектов, находящихся под особой охраной в соответствии с федеральными законами;

Кво – коэффициент, равный 0,5, для организаций (СХТП или арендаторов), реализующих программу повышения экологической эффективности или планов мероприятий по охране окружающей среды (водного объекта);

П – плата за негативное воздействие на водные объекты, руб;

1,08 - дополнительный коэффициент, учитывающий инфляцию

Выводы. Природные водные объекты характеризуются высоким потенциалом самоочищающейся способности, что подтверждает анализ динамики минерализации и ионного состава водной среды в фоновых створах исследуемых водных объектов за периоды 1995-2001 и 2008-2018 гг., показавший отсутствие значительного изменения гидрохимического режима.

Вышеизложенное позволило рекомендовать за норматив допустимого сброса принять массу веществ, соответствующих их фоновой концентрации в водном объекте, отводимую в единицу времени. Предложены дополнения в пункты. 17 и 21  Постановления Правительства от 03.03.2017 № 255 «Об исчислении и взимании платы за негативное воздействие на окружающую среду» (с изм. от 17.08.2020г.) в порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на водные объекты для веществ 3 и 4 классов опасности для объектов III категории, учитывающие предельно допустимые и фоновые концентрации загрязняющих веществ.

References

1. Postanovlenie Pravitel'stva RF № 2398 ot 31.12.2020 «Ob utverzhdenii kriteriev otneseniya ob'ektov, okazyvayuschih negativnoe vozdeystvie na okruzhayuschuyu sredu, k ob'ektam I, II, III i IV kategoriy» (v red. Postanovleniya Pravitel'stva RF ot 07.10.2021 № 1703)

2. Federal'nyy zakon "Ob ohrane okruzhayuschey sredy" ot 10.02.2001 № 7-FZ : prinyat GD RF 20.12.2001 (poslednyaya redakciya).

3. Prikaz Minprirody Rossii ot 28.02.2018 № 74 «Ob utverzhdenii trebovaniy k soderzhaniyu programmy proizvodstvennogo ekologicheskogo kontrolya, poryadka i srokov predstavleniya otcheta ob organizacii i o rezul'tatah osuschestvleniya proizvodstvennogo ekologicheskogo kontrolya» : zareg. v Minyuste RF 03.04.2018, reg. № 50598.

4. Gubanova S.V., Fil'chenkova O.A. Plata za NVOS: kak otchitat'sya za 2020 god Minprirody Rossii // Ekologiya proizvodstva. № 2, 2021. S. 30-49.

5. Vodnyy kodeks Rossiyskoy Federacii № 74-FZ: prinyat GD RF 12.04.2006 (s izm. na 02.06.2021).

6. Gmurman, V. E. Teoriya veroyatnostey i matematicheskaya statistika: ucheb. posobie dlya vuzov / V. E. Gmurman. 7-e izd., ster. M.: Vyssh. shk., 2001. 479 s.

7. Gmurman, V. E. Rukovodstvo k resheniyu zadach po teorii veroyatnostey i matematicheskoy statistike: ucheb. posobie dlya vuzov / V. E. Gmurman. 5-e izd., ster. M.: Vyssh. shk., 2001. 400 s.

8. Ivanovskiy, R. Teoriya veroyatnostey i matematicheskaya statistika. Osnovy, prikladnye aspekty s primerami i zadachami v srede Mathcad. M.: BHV-Peterburg, 2008. 528s.

9. Ivanovskiy, R. Komp'yuternye tehnologii v nauke. Praktika primeneniya sistem Mathcad Pro. M.: Vyssh. shk. 2003.

10. SanPiN 1.2.3685-21 "Gigienicheskie normativy i trebovaniya k obespecheniyu bezopasnosti i (ili) bezvrednosti dlya cheloveka faktorov sredy obitaniya": Postanovlenie Glavnogo gosudarstvennogo sanitarnogo vracha RF ot 28 yanvarya 2021 goda № 2.

11. Prikaz № 552 ot 13 dekabrya 2016 goda «Ob utverzhdenii normativov kachestva vody vodnyh ob'ektov rybohozyaystvennogo znacheniya, v tom chisle normativov predel'no dopustimyh koncentraciy vrednyh veschestv v vodah vodnyh ob'ektov rybohozyaystvennogo znacheniya» (s izm. na 10.03.2020).

12. Drovovozova T. I. Problema «solevogo zagryazneniya» prirodnyh vod Rostovskoy oblasti, priurochennyh k oroshaemomu massivu [Elektronnyy resurs] / T. I. Drovovozova, A. A. Kirilenko // Ekologiya i vodnoe hozyaystvo. 2021. T. 3, № 3. S. 55-71. URL: http:www.rosniipm-sm1.ru/article/n=122 (data obrascheniya: 28.09.2021).

13. Klubov S. M. Osobennosti primeneniya metodiki ocenki negativnogo vozdeystviya na vodnye ob'ekty dlya vyyavleniya osnovnyh istochnikov zagryazneniya vodnogo ob'ekta // Zemlya i kosmos: sb. materialov Vseros. nauch. konf. s mezhdunar. uchastiem k stoletiyu akademika RAN K. Ya. Kondrat'eva, S.-Peterburg, 20-21 oktyabrya 2020 goda. SPb., 2020. S. 54-56.

14. Diffuznoe zagryaznenie vodnyh ob'ektov: problemy i resheniya: kollektivnaya monografiya / Pod ruk. V.I. Danilova-Danil'yana. M.: RAN, 2020. 512 s. URL: http://www.ras.ru/FStorage/Download.aspx/id=5343f69c-d0c9-4708-8a51-ab441506fbf8

15. Venicianov E. V. Regulirovanie diffuznogo zagryazneniya vodnyh ob'ektov (opyt stran ES) / E. V. Venicianov, M. S. Skonechnyy // Vodoochistka. Vodopodgotovka. Vodosnabzhenie. 2021. № 3(159). S. 64-71.

16. Domashenko Yu. E. Modelirovanie i ocenka postupleniya zagryaznyayuschih veschestv v kollektorno-drenazhnyy stok / Yu. E. Domashenko, S. M. Vasil'ev // Nauchnyy zhurnal Rossiyskogo NII problem melioracii. 2016. № 2(22). S. 112-127.

17. Volovik E.S., Volovik S.P., Kosolapov A.E. Nizhniy Don. Vodnye i biologicheskie resursy Nizhnego Dona: sostoyanie i problemy upravleniya. - Novocherkassk: SevKavNIIVH, 2009. 301 s.

18. Drovovozova T. I., Panenko N. N., Kulakova E. S. Prichiny nesoblyudeniya predel'no dopustimyh koncentraciy veschestv 4e klassa opasnosti v kontrol'nom stvore malyh rek - priemnikov drenazhno-sbrosnyh vod // Melioraciya i gidrotehnika = Land Reclamation and Hydraulic Engineering [Elektronnyy resurs]. 2021. T. 11, № 4. S. 17-33. URL: http:www.rosniipm-sm.ru/article?n=1235 (data obrascheniya: 22.11.2021). DOI:https://doi.org/10.31774/2712-9357-2021-11-4-17-33.

19. Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 03.03.2017 № 255 «Ob ischislenii i vzimanii platy za negativnoe vozdeystvie na okruzhayuschuyu sredu» (s izm. na 17.08.2020).

Login or Create
* Forgot password?