ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО ИСЧИСЛЕНИЮ ПЛАТЫ ЗА ПРЕВЫШЕНИЕ НОРМАТИВОВ ДОПУСТИМЫХ СБРОСОВ ВЕЩЕСТВ 3‑ГО И 4‑ГО КЛАССОВ ОПАСНОСТИ С МЕЛИОРИРОВАННЫХ ЗЕМЕЛЬ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
С 1 января 2019 г. мелиоративные системы отнесены к объектам III категории. С этого момента все прежние разрешительные документы отменены, а именно в отношении водных объектов том НДС (норматив допустимого сброса). Формой отчетности для объектов III категории стал отчет об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля (да-лее отчет о ПЭК). Статьей 16.3 ч. 8 № 7‑ФЗ при исчислении платы за негативное воздействие на окружающую среду для объектов III категории «фактический объем или масса сбросов загрязняющих веществ, указанных в отчете о ПЭК, признаются осуществляемыми в пределах нормативов допустимых сбросов», за исключением радиоактивных веществ и веществ 1‑го и 2‑го классов опасности. Одновременно ст. 35 Водного кодекса установлено, что «количество веществ и микроорганизмов, содер-жащихся в сбросах сточных, в том числе дренажных, вод в водные объекты, не должно превышать установленные нормативы допустимого воздействия на водные объекты», при этом нормативы допустимого воздействия устанавливаются исходя из предельно допустимых концентраций (ПДК) веществ. В результате возникло разногласие: с одной стороны за норматив допустимого сброса принимают фактическую массу сбросов, а с другой исходя из не превышения нормативов допустимого воздействия и ПДК. ПДК веществ для водных объектов рыбохозяйственного назначения утверждены приказом № 552 МСХ РФ и являются едиными нормативами для всех водных объектов страны без учета региональных особенностей. На примере Семикаракорского филиала «Управления «Ростовмелиоводхоз» показано устойчивое гидрохимическое состояние фоновых створов за период 1995–2001 гг. и 2008–2018 гг. В связи с вышеизложенным предложено за норматив допустимого сброса принять количества вещества, соответствующее его фоновой концентрации для каждого индивидуального водного объекта. Предложены формулы расчета платы в пределах и при превышении ПДК и НДС в дренажных водах для веществ 3‑го и 4‑го классов опасности (дополнения в п. 17 и 21 Постановления Правительства № 255).

Ключевые слова:
категории объектов, негативное воздействие на окружающую среду (НВОС), платежная база за НВОС, фоновые концентрации веществ, классы опасности веществ
Текст

Актуальность работы обусловлена изменениями в законодательстве, которые прошли в 2019-2021 годах в области охраны окружающей среды, в области нормирования качества компонентов окружающей среды, в частности, водных объектов, а также в области исчисления платежей за негативное воздействие на окружающую среду. Постановлением Правительства РФ от 31.12.2020 № 2398 все объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, разделены на 4 категории в зависимости от степени воздействия [1,2]. Мелиоративные системы отнесены к объектам III категории, оказывающим незначительное негативное воздействие на окружающую среду. Для объектов III категории все прежние разрешительные документы отменены, а именно в отношении водных объектов том НДС. Формой отчётности для объектов III категории начиная с 2019 года стал отчет об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля (далее отчет о ПЭК), что также закреплено в изменениях 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» [2,3,4].

Согласно ст. 16.3 ч.8 7-ФЗ При исчислении платы за негативное воздействие на окружающую среду юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах III категории, объем или масса сбросов загрязняющих веществ, указанные в отчете об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля, признаются осуществляемыми в пределах нормативов допустимых сбросов, за исключением радиоактивных веществ, высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II класса опасности). Т.е. для объектов III категории под нормативом допустимого сброса подразумевается фактическая объем или масса сбросов загрязняющих веществ. [2] С другой стороны, согласно ст. 35 Водного Кодекса в ч.2 «Нормативы допустимого воздействия на водные объекты разрабатываются на основании предельно допустимых концентраций химических веществ, радиоактивных веществ, микроорганизмов и других показателей качества воды в водных объектах»; в ч.4 «Количество веществ и микроорганизмов, содержащихся в сбросах сточных, в том числе дренажных, вод в водные объекты, не должно превышать установленные нормативы допустимого воздействия на водные объекты» [5]. В результате возникло некоторое разногласие в понимании норматива допустимого сброса именно для объектов III категории.

В связи с вышеизложенным целью работы являлось разработка предложений по внесению изменений в законодательство Российской Федерации в части совершенствования порядка исчисления платы за превышение нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ с мелиорированных земель.

Материалы и методы исследования. Изучены архивные материалы гидрохимического состояния природных водных объектов – приёмников дренажно-сбросных вод (ДСВ) Семикаракорского района Ростовской области за период 1995 – 2018 годов, представленные «Управлением «Ростовмелиоводхоз».

Коллекторно-дренажная система Семикаракорского филиала ФГБУ «Управления «Ростовмелиоводхоз» разделена на три водохозяйственных участка. На водохозяйственном участке 05.01.03.010 выпуск № 1 осуществляется из канала К-3 в реку Ерик Бешенный (расход воды – 1,02 м3/с), выпуск № 2 из коллекторного канала ЛС-2 в реку Соленая (расход воды – 1,48 м3/с), выпуск № 3 из канала МКЛ-7 в урочище Колодезьки (расход воды – 1,08 м3/с). Анализ концентраций     веществ в фоновом створе проведен на основе теории о нормальном распределении в программе MathCAD. Проверка нормального закона распределения концентраций осуществлялась по критерию согласия Пирсона с заданным уровнем значимости α = 0,05 и числом степеней свободы S = k – 3 = 4 [6-9].

Получены гистограммы и теоретические кривые функции плотности нормального распределения минерализации для ерика Бешеный за рассматриваемые периоды исследований представлены на рисунке 1.

Полученные теоретические кривые распределения максимальной среднегодовой концентрации минерализации в ерике Бешеный показали, что наиболее часто повторяющиеся значения показателя в фоновом створе за период 1995 – 2001 гг. лежат в интервале 365 – 1223,43 мг/л, 2008-2018 гг. - 540 – 1031,7 мг/л. Причем среднемноголетнее повторяющееся значение минерализации за период 1995 – 2001 гг. составляет 794, 22 мг/л, а в период с 2008 по 2018 гг. равно 785,86 мг/л, что не превышает ПДКпв для водных объектов различной категории водопользования [10]. За 25-ти летний исследуемый период минерализация водной среды в фоновом створе ерика Бешенный практически не изменилась несмотря на внутри сезонные колебания.

 

а) период 1995 – 2001 гг.

б) период 2008-2018 гг.

Рисунок 1 – Гистограмма и теоретическая кривая распределения

минерализации за рассматриваемые периоды в ерике Бешеный

 

Гистограммы и теоретические кривые функции плотности нормального распределения концентрации минерализации для р. Солёная за рассматриваемые периоды исследований представлены на рисунке 2.

а) период 1995 – 2001 гг.

б) период 2008-2018 гг.

Рисунок 2 – Гистограмма и теоретическая кривая распределения

 минерализации за рассматриваемый период в р. Солёная

 

Согласно представленному графическому анализу для р. Солёная очевидно, что за рассматриваемые периоды 1995 – 2001гг. и 2008 – 2018гг. среднемноголетнее повторяющееся концентрации равны 941,72 мг/л (интервальный ряд распределения концентраций 536 – 1347,43 мг/л) и 737,86 мг/л (в интервале 554 – 921,7 мг/л) соответственно. Полученные данные свидетельствуют о соответствии минерализации в фоновом створе на протяжении всего периода исследования пределам ПДКпв [10,11].

Гистограммы и теоретические кривые функции плотности нормального распределения минерализации для урочища Колодезьки за рассматриваемые периоды исследований представлены на рисунке 3.

а) период 1995 – 2001 гг.

б) период 2008-2018 гг.

Рисунок 3 – Гистограмма и теоретическая кривая распределения минерализации за рассматриваемый период в урочище Колодезьки

 

Полученные теоретические кривые распределения максимального среднегодового показателя минерализации в урочище Колодезьки показали, что наиболее часто повторяющиеся концентрации в фоновом створе за период 1995 – 2001 гг. лежат в интервале 871,1-986,7 мг/л, за период 2008-2018 гг. значения минерализации соответствуют интервалу 970,56-1212,3 мг/л. Причем среднее выборочное для периода 1995 – 2001 гг. составляет 1254,73 мг/л, а в период с 2008 по 2018 гг. среднее выборочное равно 1429,71 мг/л, что объясняется большой изменчивостью значений (коэффициент вариации более 26 %). Тем не менее, заметного увеличения минерализации водной среды в урочище Колодезьки за исследуемый период не произошло.

Результаты исследования и их обсуждение. Динамика минерализации в водных объектах, зависимая от атмосферных осадков, поверхностного стока и подземного питания грунтовыми водами, показала, что поверхностные и грунтовые воды на территории исследуемого района Ростовской области имеют общий источник солевого питания – почвы и подстилающие породы [12-17]. Ионный состав формируется за счет привноса солей поверхностным стоком в составе атмосферной влаги, а также в процессе грунтового питания. Установлено, что существенного изменения гидрохимического режима в фоновых створах исследуемых водных объектов за рассматриваемый период не произошло. На примере р. Соленая доказано, что, если в фоновом створе значение гидрохимического показателя превышает ПДК в 2-3 раза, а расходы реки и коллекторно-дренажных вод количественно сопоставимы, то даже при соблюдении ПДК в поступающих в водный объект КДВ, в контрольном створе ПДК достигнуто не будет [18].

В связи с полученными результатами исследований гидрохимического режима фоновых створов водных объектов считаем, что за норматив допустимого сброса для веществ 3 и 4 классов опасности для предприятий III категории необходимо принять количество загрязняющего вещества, соответствующего фоновой концентрации вещества. При этом необходимо учитывать и предельно допустимые концентрации веществ.

В связи с этим для объектов III категории предлагаем формулировки предельно допустимого сброса, норматива допустимого сброса и фактического сброса с методами их расчёта (формулы 1-3):

- количество загрязняющего вещества, поступающее в водный объект в единицу времени, соответствующее фоновой концентрации фон) этого вещества, называется нормативом допустимого сброса (НДС), г/с:

НДС = Сфон×qДСВ,                                                          (1)

- количество загрязняющего вещества, поступающее в водный объект в единицу времени, соответствующее предельно допустимой концентрацииПДК) этого вещества, называется предельно допустимым сбросом (ПДС), г/с:

ПДС = СПДК×qДСВ,                                                        (2)

- количество загрязняющего вещества, поступающее в водный объект в единицу времени, соответствующее фактической концентрацииmax) этого вещества, указанные в отчете об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля называется фактическим сбросом (ФС) г/с:

ФС = Сmax×qДСВ.                                                            (3)

Предложены дополнения в п.п. 17 и 21 Постановления Правительства от 03.03.2017 № 255 «Об исчислении и взимании платы за негативное воздействие на окружающую среду» (с изм. от 17.08.2020г.) [19] в порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на водные объекты для веществ 3 и 4 классов опасности объектов III категории.

Пункт 17 дополнить пунктом 17.1 следующего содержания:

17.1 Плата в пределах (равных или менее) предельно допустимых сбросов загрязняющих веществ при не превышении НДС над ПДС, указанных в отчете об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля для объектов III категории, рассчитывается по формуле (4):

ППД=i=1n Mmaxi× Кпд × Нi × 1,08 × Кп × Кот × Кво,            (4)

где

Mmaxi  – платежная база за сбросы i-го загрязняющего вещества, определяемая лицом, обязанным вносить плату, за отчетный период как масса i-го загрязняющего вещества, фактически сброшенная в водные объекты, не превышающая указанного в отчете об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля для объектов III категории, (тонн);

Нi - ставка платы в пределах нормативно допустимого сброса, применяемая в соответствии с постановлением N 39, рублей/тонна (рублей/куб.м);

Кпд – коэффициент, равный 1, к ставкам платы за сброс i-го загрязняющего вещества за объем или массу сбросов загрязняющих веществ в пределах нормативов допустимых сбросов в водном объекте;

Кп - коэффициент пересчета ставки платы при сбросе взвешенных веществ в соответствии с Постановлением N 913;

n - количество загрязняющих веществ; 

Кот – коэффициент в отношении территорий и объектов, находящихся под особой охраной в соответствии с федеральными законами, равный 2;

Кво – коэффициент, равный 0,5 для организаций (СХТП или арендаторов), использующих программу повышения экологической эффективности или планов мероприятий по охране окружающей среды (водного объекта); равный 1 для организаций (СХТП или арендаторов), не реализующих программу повышения экологической эффективности или планов мероприятий по охране окружающей среды (водного объекта)

1,08 - дополнительный коэффициент, учитывающий инфляцию. В 2020 году применяются ставки платы, установленные на 2018 год. Дополнительно к другим коэффициентам будет использован коэффициент 1,08. В 2021 году ставки останутся на том же уровне.

пунктом 17.2 следующего содержания:

17.2 Плата в пределах (равных или менее) нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ при превышении НДС над ПДС, но при не превышении фактического сброса над НДС, указанными в отчете об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля для объектов III категории, рассчитывается по формуле (5):

П=  i=1 n  [ M ПДi  × Кпд +(  M maxi   M ПДi )× Кнд] × Нi × 1,08 × Кп × Кот × Кво   (5)

где

MПДi - платежная база за сбросы i-го загрязняющего вещества, определяемая лицом, обязанным вносить плату, за отчетный период как масса i-го загрязняющего вещества в отводимых ДСВ, не превышающая массу, соответствующую предельно допустимой концентрации этого компонента в водном объекте - приемнике ДСВ;

Mmaxi – платежная база за сбросы i-го загрязняющего вещества, определяемая лицом, обязанным вносить плату, за отчетный период как масса i-го загрязняющего вещества, фактически сброшенная в водные объекты, не превышающая указанного в отчете об организации, о результатах осуществления производственного экологического контроля, (тонн);

Нi - ставка платы в пределах нормативно допустимого сброса, руб./ тонна;

Кпд – коэффициент, равный 1, к ставкам платы за сброс i-го загрязняющего вещества за объем или массу сбросов загрязняющих веществ в пределах предельно допустимых сбросов в водном объекте;

Кнд - коэффициент, равный 5, за объем или массу сбросов, превышающих установленные для объектов III категории предельно допустимые сбросы (ПДС); но не превышающие нормативы допустимых сбросов (НДС);

Кп - коэффициент пересчета ставки платы при сбросе взвешенных веществ в соответствии с Постановлением N 913;

Кот – коэффициент в отношении территорий и объектов, находящихся под особой охраной в соответствии с федеральными законами, равным 2;

Кво – коэффициент, равный 0,5, для организаций (СХТП или арендаторов), использующих программу повышения экологической эффективности или планов мероприятий по охране окружающей среды (водного объекта);

П – плата за негативное воздействие на водные объекты, руб;

1,08 - дополнительный коэффициент, учитывающий инфляцию

Пункт 21 дополнить пунктом 21.2 следующего содержания:

21.2 Плата при превышении фактического сброса над установленными нормативом допустимого и предельно допустимого сбросов (при превышении НДС над ПДС) над указанными в отчете об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля для объектов III категории, рассчитывается по формуле (6):

П=i=1n [MiНД × Кнд +( Mmaxi i)× Кср] × Нi × 1,08 × Кп × Кот × КвоMНД (6)

где

MНДi - платежная база за сбросы i-го загрязняющего вещества, определяемая лицом, обязанным вносить плату, за отчетный период как масса i-го загрязняющего вещества в отводимых ДСВ, не превышающая массу, соответствующую НДС этого компонента в водный объект - приемнике ДСВ;

Mmaxi – платежная база за сбросы i-го загрязняющего вещества, определяемая лицом, обязанным вносить плату, за отчетный период как масса i-го загрязняющего вещества, фактически сброшенная в водные объекты, не превышающая указанного в отчете об организации, о результатах осуществления производственного экологического контроля, (тонн);

Нi - ставка платы в пределах нормативно допустимого сброса, руб./ тонна;

КПД - коэффициент, равный 1, при не превышении массы ЗВ над предельно допустимым содержанием вещества в водном объекте;

Кср – коэффициент, равный 25, за объем или массу сбросов, превышающих установленные для объектов III категории нормативы допустимых сбросов (НДС) при превышении НДС над ПДС; либо при непредставлении лицами, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах III категории, отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля;

Кп - коэффициент пересчета ставки платы при сбросе взвешенных веществ в соответствии с Постановлением N 913;

Кот – коэффициент в отношении территорий и объектов, находящихся под особой охраной в соответствии с федеральными законами;

Кво – коэффициент, равный 0,5, для организаций (СХТП или арендаторов), реализующих программу повышения экологической эффективности или планов мероприятий по охране окружающей среды (водного объекта);

П – плата за негативное воздействие на водные объекты, руб;

1,08 - дополнительный коэффициент, учитывающий инфляцию

Выводы. Природные водные объекты характеризуются высоким потенциалом самоочищающейся способности, что подтверждает анализ динамики минерализации и ионного состава водной среды в фоновых створах исследуемых водных объектов за периоды 1995-2001 и 2008-2018 гг., показавший отсутствие значительного изменения гидрохимического режима.

Вышеизложенное позволило рекомендовать за норматив допустимого сброса принять массу веществ, соответствующих их фоновой концентрации в водном объекте, отводимую в единицу времени. Предложены дополнения в пункты. 17 и 21  Постановления Правительства от 03.03.2017 № 255 «Об исчислении и взимании платы за негативное воздействие на окружающую среду» (с изм. от 17.08.2020г.) в порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на водные объекты для веществ 3 и 4 классов опасности для объектов III категории, учитывающие предельно допустимые и фоновые концентрации загрязняющих веществ.

Список литературы

1. Постановление Правительства РФ № 2398 от 31.12.2020 «Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий» (в ред. Постановления Правительства РФ от 07.10.2021 № 1703)

2. Федеральный закон "Об охране окружающей среды" от 10.02.2001 № 7-ФЗ : принят ГД РФ 20.12.2001 (последняя редакция).

3. Приказ Минприроды России от 28.02.2018 № 74 «Об утверждении требований к содержанию программы производственного экологического контроля, порядка и сроков представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля» : зарег. в Минюсте РФ 03.04.2018, рег. № 50598.

4. Губанова С.В., Фильченкова О.А. Плата за НВОС: как отчитаться за 2020 год Минприроды России // Экология производства. № 2, 2021. С. 30-49.

5. Водный кодекс Российской Федерации № 74-ФЗ: принят ГД РФ 12.04.2006 (с изм. на 02.06.2021).

6. Гмурман, В. Е. Теория вероятностей и математическая статистика: учеб. пособие для вузов / В. Е. Гмурман. 7-е изд., стер. М.: Высш. шк., 2001. 479 с.

7. Гмурман, В. Е. Руководство к решению задач по теории вероятностей и математической статистике: учеб. пособие для вузов / В. Е. Гмурман. 5-е изд., стер. М.: Высш. шк., 2001. 400 с.

8. Ивановский, Р. Теория вероятностей и математическая статистика. Основы, прикладные аспекты с примерами и задачами в среде Mathcad. М.: БХВ-Петербург, 2008. 528с.

9. Ивановский, Р. Компьютерные технологии в науке. Практика применения систем Mathcad Pro. М.: Высш. шк. 2003.

10. СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания": Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 года № 2.

11. Приказ № 552 от 13 декабря 2016 года «Об утверждении нормативов качества воды водных объектов рыбохозяйственного значения, в том числе нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного значения» (с изм. на 10.03.2020).

12. Дрововозова Т. И. Проблема «солевого загрязнения» природных вод Ростовской области, приуроченных к орошаемому массиву [Электронный ресурс] / Т. И. Дрововозова, А. А. Кириленко // Экология и водное хозяйство. 2021. Т. 3, № 3. С. 55-71. URL: http:www.rosniipm-sm1.ru/article/n=122 (дата обращения: 28.09.2021).

13. Клубов С. М. Особенности применения методики оценки негативного воздействия на водные объекты для выявления основных источников загрязнения водного объекта // Земля и космос: сб. материалов Всерос. науч. конф. с междунар. участием к столетию академика РАН К. Я. Кондратьева, С.-Петербург, 20-21 октября 2020 года. СПб., 2020. С. 54-56.

14. Диффузное загрязнение водных объектов: проблемы и решения: коллективная монография / Под рук. В.И. Данилова-Данильяна. М.: РАН, 2020. 512 с. URL: http://www.ras.ru/FStorage/Download.aspx/id=5343f69c-d0c9-4708-8a51-ab441506fbf8

15. Веницианов Е. В. Регулирование диффузного загрязнения водных объектов (опыт стран ЕС) / Е. В. Веницианов, М. С. Сконечный // Водоочистка. Водоподготовка. Водоснабжение. 2021. № 3(159). С. 64-71.

16. Домашенко Ю. Е. Моделирование и оценка поступления загрязняющих веществ в коллекторно-дренажный сток / Ю. Е. Домашенко, С. М. Васильев // Научный журнал Российского НИИ проблем мелиорации. 2016. № 2(22). С. 112-127.

17. Воловик Е.С., Воловик С.П., Косолапов А.Е. Нижний Дон. Водные и биологические ресурсы Нижнего Дона: состояние и проблемы управления. - Новочеркасск: СевКавНИИВХ, 2009. 301 с.

18. Дрововозова Т. И., Паненко Н. Н., Кулакова Е. С. Причины несоблюдения предельно допустимых концентраций веществ 4э класса опасности в контрольном створе малых рек - приемников дренажно-сбросных вод // Мелиорация и гидротехника = Land Reclamation and Hydraulic Engineering [Электронный ресурс]. 2021. Т. 11, № 4. С. 17-33. URL: http:www.rosniipm-sm.ru/article?n=1235 (дата обращения: 22.11.2021). DOI:https://doi.org/10.31774/2712-9357-2021-11-4-17-33.

19. Постановление Правительства РФ от 03.03.2017 № 255 «Об исчислении и взимании платы за негативное воздействие на окружающую среду» (с изм. на 17.08.2020).

Войти или Создать
* Забыли пароль?