УДК 631.6 Сельскохозяйственная мелиорация
ГРНТИ 68.31 Сельскохозяйственная мелиорация
ОКСО 35.06.01 Сельское хозяйство
ББК 4 СЕЛЬСКОЕ И ЛЕСНОЕ ХОЗЯЙСТВО. СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЕ И ЛЕСОХОЗЯЙСТВЕННЫЕ НАУКИ
ТБК 56 Сельское хозяйство
BISAC TEC003000 Agriculture / General
Выполнен комплексный анализ современного состояния сельского хозяйства и мелиоративно-водохозяйственного комплекса регионов Дальневосточного федерального округа. В настоящее время из 13,9 млн га сельскохозяйственный земель мелиорировано 1,06 млн га, из которых 307,6 тыс. га орошаемых и 751,4 тыс. га осушаемых земель. При этом из 665,4 тыс. га мелиоративного фонда используется 179,1 тыс. га (26,9%) орошаемых и 486,3 тыс. га (73,1%) осушаемых земель. Выявлены технические и социально-экономические причины недостаточной эффективности мелиоративных систем и использования мелиорированных земель по административным единицам округа. Показано, что климатические изменения, связанные с потеплением климата, обусловливают увеличение глубины оттаивания многолетнемерзлых пород в зоне вечной мерзлоты, что угрожает состоянию гидротехнических сооружений, особенно низконапорных грунтовых плотин. Для реализации Доктрины продовольственной безопасности страны необходимо научно-методическое обоснование развития мелиоративно-водохозяйственного комплекса АПК, инновационных технических и технологических решений в сфере управления и ведения сельского хозяйства, в области мелиорации земель и гидротехники с использованием современных цифровых и геоинформационных технологий. Даны предложения о необходимости развития информационно-аналитического обоснования экспертных решений при интегрированном управлении системой сельскохозяйственного производства на мелиорированных землях, техническим состоянием, обоснования приоритетности и реализации ремонта и восстановления ГТС мелиоративных систем и др. Требуется единовременный технико-технологический аудит мелиоративно-водохозяйственного комплекса с оценкой состояния гидротехнических сооружений и эффективности функционирования мелиоративных систем, состояния и продуктивности мелиорированных земель, а также систематическое ведение комплексного экологического мониторинга мелиоративного состояния земель, технического состояния гидромелиоративных систем, водных объектов с применением геоинформационных технологий, автоматизации наблюдений, математического моделирования, сценарных исследовании и оптимизации принимаемых решений по развитию сельского хозяйства.
Дальний Восток, мелиоративно-водохозяйственный комплекс, сельское хозяйство, мелиорированные земли, гидромелиоративные системы
Дальневосточный федеральный округ (ДФО) занимает значительную территорию России, охватывая Дальний Восток и Восточную Сибирь. Уникальные природно ресурсные условия региона, благоприятные для развития агропромышленного комплекса (АПК), позволяют обеспечить население продуктами питания. Для субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, в настоящее время Правительством Российской Федерации в сфере реализации Государственной программы развития сельского хозяйства [1] установлена задача по достижению намеченных показателей социально-экономического развития. Показатели, необходимые для развития субъектов, установлены на уровне выше среднероссийского в рамках средств федерального бюджета. В то же время, существующие природно-климатические особенности региона определяют необходимость научно-экономического обоснования подходов, принципов и технологий для устойчивого развития сельского хозяйства ДФО в изменяющихся климатических условиях, исходя из необходимости мелиорации земель.
В связи с этим, цель исследований данной работы – анализ и оценка современного состояния развития сельского хозяйства и мелиоративно-водохозяйственного комплекса российских регионов Дальнего Востока и разработка научно-методических положений и рекомендаций по эффективному функционированию мелиоративных систем для реализации Доктрины продовольственной безопасности РФ.
Методика и объекты исследований. Исследования выполнялись с использованием системного и комплексного анализа с учетом современных теоретических и практических разработок в области экосистемного водопользования, развития водохозяйственного комплекса АПК, ведения сельского хозяйства в разных природно-хозяйственных условиях российского Дальнего Востока. Использованы данные официальных информационных ресурсов Минприроды России и Минсельхоза России по инвентаризации мелиорированных земель и мелиоративных систем государственной собственности (мелиоративно-водохозяйственного комплекса), а также сведения Государственного водного реестра, Государственного мониторинга водных объектов, материалы официальной статистической отчетности.
По данным Росстата, общая площадь сельскохозяйственных угодий в ДФО составляет 13901,1 тыс. га, из них посевная площадь – 2021,7 тыс. га. Распределение посевных площадей и сельхозугодий по административным единицам округа показано в таблице 1. Максимальная посевная площадь 1031, 6 га – в Амурской области, в Приморском крае – 462,0 тыс. га. Площади залежных земель в округе в целом составляют 1417,5 тыс. га, в том числе в Забайкальском крае – 953,5; в Амурской области 225,4; в Приморском крае – 60,8; в Республике Бурятия – 61,6; в Еврейской автономной области – 70,2 тыс. га.
Таблица 1. Распределение площади сельскохозяйственных угодий (по состоянию на 01.01.2021 г.) [2]
Федеральная единица |
Общая площадь, тыс. га |
Общая площадь земель сельскохозяйственного назначения, тыс. га |
Площадь сельхозугодий, тыс. га |
Посевная площадь, тыс. га |
ДФО, в т.ч. |
695 255,5 |
76504,8 |
13901,1 |
2021,7 |
Республика Бурятия |
36 133,4 |
2762,1 |
2140,9 |
113,8 |
Республика Якутия |
308 352,3 |
19446,6 |
885,9 |
43,1 |
Забайкальский край |
43 189,2 |
7978,5 |
6 332,8 |
175,3 |
Камчатский край |
46 427,5 |
186,9 |
90,1 |
19,6 |
Приморский край |
16 467,3 |
1857,7 |
1398,3 |
462,0 |
Хабаровский край |
78 763,3 |
399,5 |
241,8 |
52,0 |
Амурская область |
36 190,8 |
3532,4 |
2378,96 |
1031,6 |
Магаданская область |
46 246,4 |
302,8 |
35,8 |
7,1 |
Сахалинская область |
8 710,1 |
166,8 |
85,0 |
30,2 |
Еврейская АО |
3 627,1 |
501,3 |
258,6 |
90,3 |
Чукотский АО |
72148,1 |
39358,1 |
6,5 |
|
Следует отметить, что посевные площади сельскохозяйственных культур за 2018-2021 гг. в ДФО уменьшились на 423 тыс. га. Обеспеченность пашней на душу населения в округе в 2,7 раза ниже, чем в среднем по Российской Федерации [2]. Производство сельскохозяйственной продукции сократилось за тот же период: мяса (скот и птица на убой) с 48,1 до 24,5 тыс. т, картофеля с 240,0 до 192,2 тыс. т, овощей со 117, 1 до 92,2 тыс. т, риса с 23,7 тыс. т до 16,6 тыс. т (при росте сбора зерновых в целом с 376,7 тыс. т до 520,6 тыс. т).
Результаты исследований и их обсуждение. В мелиоративном фонде регионов Дальнего Востока имеется 1,05 млн га мелиорированных сельскохозяйственных угодий, из них 29% орошаемых и 71% осушаемых земель (табл. 2). Анализ состояния мелиоративно-водохозяйственного комплекса, выполненный по всем административным единицам ДФО показал, что максимальная площадь орошаемых земель приходится на Республику Бурятия -149,3 тыс.га; осушаемых земель – на Амурскую область – 242,4 тыс. га. Однако фактически в сельскохозяйственном производстве используется 665,38 тыс. га (или 63%) мелиорированных земель. Из орошаемых земель в хорошем мелиоративном состоянии находятся 60,1 тыс. га, в удовлетворительном – 174, 1 тыс. га и в неудовлетворительном, преимущественно, из-за близкого залегания грунтовых вод, а также засоления почв – 73,5 тыс. га [3,4].
Таблица 2 - Наличие и использование в сельскохозяйственном производстве мелиорированных сельскохозяйственных угодий в субъектах ДФО (по состоянию на 01.01.2021) [3, 4, 5]
Федеральный округ, республика, край, область |
Общая площадь сельхоз угодий, тыс.га |
Наличие мелиорированных сельскохозяйственных угодий, тыс.га |
Из них используется в сельскохозяйственном производстве, тыс.га |
||||
всего |
в том числе |
всего |
в том числе |
||||
орошаемых |
осушенных |
орошаемых |
осушенных |
||||
ДФО |
13901,1 |
1059,04 |
307,647 |
751,39 |
665,38 |
179,10 |
486,281 |
Республика Бурятия |
2140,9 |
177,671 |
149,319 |
28,352 |
127,35 |
99,000 |
28,352 |
Республика Саха |
885,9 |
96,268 |
27,489 |
68,779 |
42,052 |
15,555 |
26,497 |
Забайкальский край |
6332,8 |
43,300 |
17,300 |
26,000 |
41,870 |
15,870 |
26,000 |
Камчатский край |
90,1 |
24,953 |
2,403 |
22,550 |
12,884 |
2,228 |
10,656 |
Приморский край |
1398,3 |
245,566 |
90,053 |
155,51 |
109,80 |
32,269 |
77,532 |
Хабаровский край |
241,8 |
82,225 |
4,896 |
77,329 |
32,822 |
1,896 |
30,926 |
Амурская область |
2378,96 |
251,875 |
9,494 |
242,381 |
223,946 |
8,832 |
215,114 |
Магаданская область |
35,8 |
15,888 |
4,162 |
11,726 |
3,574 |
0,971 |
2,603 |
Сахалинская область |
85,0 |
47,419 |
0,000 |
47,419 |
30,500 |
0,000 |
30,500 |
Еврейская АО |
658,6 |
73,875 |
2,531 |
71,344 |
40,583 |
2,482 |
38,101 |
В Республике Бурятия, где развито орошение, по данным на 01.01.2021 г. фактически используются в сельскохозяйственном производстве 99,0 тыс.га орошаемых земель. Из орошаемых земель в хорошем мелиоративном состоянии 2,9 тыс. га земель, в удовлетворительном – 126, 9 тыс. га и в неудовлетворительном, преимущественно, из-за близкого залегания грунтовых вод, и значительно меньше из-за засоления почв – 19,5 тыс. га [4]. В крае отмечено неудовлетворительное техническое состояния мелиоративных систем, особенно, внутрихозяйственной оросительной сети, существует недостаток воды для орошения. Часть земель не используется из-за отсутствия производителей сельскохозяйственной продукции.
В Амурской области сосредоточено более 30% мелиорированных земель всего ДФО. Общая площадь сельскохозяйственных угодий в области составляет 2733,5 тыс. га. По данным [8] на 2020 г. в области насчитывается 233 мелиоративные системы, преимущественно осушительные. Из общего количества мелиоративных систем бесхозяйными являются 202 системы с площадью обслуживания 186,9 тыс. га. Фактический износ систем составляет более 80%, что подтверждают и данные ФГБУ «Управление Амурмелиоводхоз», в ведении которого находится 31 мелиоративная система с площадью земель 59,7 тыс. га. [7]. На 68% территории осушительных систем дренаж открытый, на 23% - закрытая сеть и 9% систем комбинированного типа [9].
Из 242,4 используемых осушенных земель в Амурской области 173,9 тыс. га характеризуются хорошим мелиоративным состоянием [5]. Однако можно отметить рост земель с неудовлетворительным мелиоративным состоянием, начиная с 2009 г. Это связано с увеличением выхода из строя коллекторно-дренажной сети (заиление, зарастание, закрытие устьев коллекторов и пр.), что приводит к подтоплению земель, не своевременному отводу поверхностных вод, затрудняющему проведение посевных работ и др.
Неудовлетворительное техническое состояние мелиоративных систем, особенно, внутрихозяйственной сети, характерно не только для ДФО, но и для других регионов страны [7]. Физический износ мелиоративных систем округа изменяется от 45 до 90%, часть систем недостаточно обеспеченна системами машин и механизмов – на 20-40% [7]. В регионах ДФО есть проблемы с недостатком воды для орошения. Отсутствие поливов на рисовых оросительных системах, очевидно, не позволяет развивать рисосеяние в необходимом объеме. Часть земель не используется в округе из-за отсутствия производителей сельскохозяйственной продукции, высокой стоимости подачи воды по причине роста цен на электроэнергию, и, конечно, из-за физического износа гидромелиоративных систем. Как результат, текущее обеспечение продовольствием региона требует внешних закупок сельскохозяйственной продукции, в том числе и риса в Краснодарском крае и Китае.
Следует отметить, что в период интенсивного развития мелиорации одним из важных направлений развития экономики Дальнего Востока было рисосеяние [9, 10]. Дальний Восток – один из немногих районов России, где в широких масштабах возможно выращивание риса. В 1981-1985 гг. только в Приморском крае под посевы риса использовалось 44,3 тыс. га. Урожайность достигала 20,4 ц/га, а валовый сбор составлял 95,0 тыс. т [12].
Таким образом, поведенные исследования показали, что эффективное развитие сельского хозяйства ДФО требует научно-методическое обоснование совершенствования мелиоративно-водохозяйственного комплекса АПК, управления и ведения сельского хозяйства, а также в области мелиорации земель и гидротехники с использованием современных цифровых и геоинформационных технологий.
Общее состояние мелиоративно-водохозяйственного комплекса округа определяет необходимость проведения технико-технологического аудита мелиоративно-водохозяйственного комплекса. Такой аудит предполагает выполнение оценки состояния гидротехнических сооружений (ГТС), эффективности функционирования мелиоративных систем, а также состояния и продуктивности мелиорированных земель. Результаты технико-технологического аудита мелиоративно-водохозяйственного комплекса совместно с анализом демографической ситуации, наличия трудовых ресурсов даст основу для понимания целесообразности и объемов проведения ремонта, реконструкции гидротехнических сооружений, позволит оценить площадь, где требуется улучшения мелиоративного состояния земель, в том числе, за счет культур- и агротехнических мероприятий, совершенствования систем земледелия, улучшения водообеспечения и пр.
В тоже время реализация мелиоративных проектов связана с определенными сложностями, т.к. реконструкцию систем должны взять на себя одновременно несколько землепользователей. Такая ситуация характерна для федеральных единиц не только Дальнего Востока, но и всей страны [8]. Без нормализации ситуации за счет государственного планирования и необходимого финансирования мелиоративно-водохозяйственной деятельности, совершенствования управления водохозяйственным комплексом и мелиорацией земель, обеспечения необходимой социальной инфраструктуры для привлечения трудовых ресурсов и решения иных существующих проблем самообеспечение сельскохозяйственной продукцией региона Дальнего Востока в ближайшей перспективе затруднительно.
В решении проблем ведения сельского хозяйства на мелиорированных землях большую роль должны сыграть зональные научно-исследовательские институты. Для природно-климатических и хозяйственных условий Дальнего Востока представляется необходимым как развитие фундаментальных, так и прикладных научных исследований в области сельского хозяйства. Сюда относится разработка теоретического обоснования, методических, нормативных документов, инновационных технических и технологических решений в сфере управления мелиоративно-водохозяйственным комплексом, ведения сельского хозяйства, мелиорации земель с обязательным применением современных цифровых и геоинформационных технологий в процессы информационно-аналитического обеспечения принятия решений на всех уровнях управления [10, 15, 16].
В целом, проведенный анализ показал, что основными мерами повышения эффективности функционирования мелиоративно-водохозяйственного комплекса ДФО для реализации Доктрины продовольственной безопасности РФ, можно полагать:
- совершенствование системы организационных, правовых, информационных, научно-методических, инженерно-технических методов управления функционированием агропромышленного комплекса ДФО;
- развитие информационно-аналитического обоснования принимаемых экспертных решений при интегрированном управлении мелиоративно-водохозяйственными системами региона на основе данных синхронного ведения комплексного экологического мониторинга мелиоративного состояния земель, технического состояния гидромелиоративных систем, водных объектов;
- активное внедрение в практику работ цифровых и геоинформационных технологий, автоматизации наблюдений, а также использование математического моделирования, сценарных прогнозных исследовании и оптимизации принимаемых решений по развитию сельского хозяйства;
- вовлечение в оборот неиспользуемых мелиорированных сельскохозяйственных угодий, а также залежных земель;
- проведение технико-технологического аудита мелиоративно-водохозяйственного комплекса и на его основе выполнение оценки технического состояния, а также обоснование приоритетности и реализация ремонта и восстановления ГТС мелиоративных систем;
- строительство современных гидромелиоративных систем инженерного типа, в том числе, рисовых оросительных систем на заболоченных землях, систем двойного регулирования с использованием инновационных технологий, модернизация действующих гидромелиоративных систем;
- разработку системы агротехнических мероприятий на базе комплексной механизации всех работ, внедрения инновационной техники и технологий для проведения работ при вовлечении земель в сельскохозяйственный оборот и поддержания благоприятного мелиоративного состояния мелиорированных земель;
- разработку, совершенствование и внедрение программных продуктов для управления водными ресурсами водохранилищ, рек-водоисточников для орошения, а также гидромелиоративных систем, направленных на повышение эффективности использования водных и земельных ресурсов, обеспечение условий повышения продуктивности сельского хозяйства;
- развитие кормовой базы животноводства с учетом природно-климатических условий, в том числе за счет интенсификации использования естественных кормовых угодий, а также совершенствования системы и увеличения производства зерна (в том числе риса), сои, кукурузы, картофеля и др.;
- разработку адаптивных систем комплексных мелиораций, технологий точного земледелия, растениеводства, направленных на максимальное использование природных факторов с применением цифровых и геоинформационных технологий, обеспечивающих ресурсосбережение;
- совершенствование систем севооборотов и контроль за их соблюдением в целях охраны земельных ресурсов;
- разработка селекционных программ, направлений и методов селекции риса с целью выведения высокопродуктивных сортов с потенциалом урожайности 10-12 т/га и отвечающих заданным биологическим, морфологическим и хозяйственно-технологическим требованиям;
- совершенствование системы агротехнических приемов, связанных с использованием удобрений, мер защиты посевов риса от сорняков и болезней;
- обоснование и поддержание оптимального водного режима почвы, рационального режима орошения в рисовых севооборотах и др.
Заключение. В условиях ДФО возможна непосредственная реализация взаимодействия научно-исследовательских институтов и практиков сельского хозяйства, ликвидация разрыва между исследованиями, получаемыми результатами и их приложением к решению практических задач, что, несомненно, способно значительно поднять эффективность научно-исследовательских работ и обеспечить инновационное развитие сельского хозяйства.
Основные усилия должны быть направлены на интегрированное управление системой сельскохозяйственного производства на мелиорированных землях и техническим состоянием мелиоративных систем на основе развития информационно-аналитического обоснования принимаемых экспертных решений. Развитие мелиорации земель на основе расширения государственного субсидирования в совокупности с улучшением социальных условий жизнедеятельности сельского населения, созданием инженерной инфраструктуры поселений должно стать залогом повышения эффективности сельского хозяйства в ДФО, что имеет важное стратегическое значение.
1. Постановление Правительства РФ от 14 июля 2012 г. N 717 "О Гос-ударственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия" (с изменениями и дополнениями от 19 апреля 2022 г.)
2. Сельское хозяйство в России. 2021: Стат.сб./Росстат - С 29 M., 2021. - 100 c. Информационный ресурс: https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/S-X_2021.pdf].
3. Мелиоративный комплекс Российской Федерации: информ. издание. - М.: ФГБНУ «Росинформагротех», 2020. - 304 с.
4. Доклад о мелиоративном состоянии Российской Федерации в 2020 году. - М.: ФГБНУ «Росинформагротех», 2022. - 384 с.
5. Доклад о состоянии и использовании земель Хабаровского края в 2020 году. Хабаровск. - 2021.- 86 с. Информационный ресурс: https://docs.yandex.ru/docs/view?url
6. Лоскин М.И. Повышение водообеспеченности сельскохозяйствен-ных объектов на основе превентивных мероприятий, обеспечивающих устойчи-вость низконапорных грунтовых плотин Центральной Якутии: автореферат дис. ... кандидата технических наук: 06.01.02 - мелиорация, рекльтивация и охрана земель. Москва.-ВНИИГиМ- 2019. - 24 с.
7. Мелиоративные системы и гидротехнические сооружения | Портал ФГБНУ ВНИИ Радуга. Информационный ресурс: https://inform-raduga.ru/gts
8. Портал Правительства Амурской области. Информационный ре-сурс: https://www.amurobl.ru/posts/news/vasiliy-orlov-melioratsiya
9. Маканникова М.В. Состояние мелиорированных земель и мероприя-тия по их улучшению в Амурской области/ Вестник Алтайского государствен-ного аграрного университета. 2019. - № 7 (177). - С.39-44.
10. Бронц А.А., Носовский В.С. Проблемы инфраструктурного сель-скохозяйственного освоения и мелиорации земель Дальнего Востока // Приро-дообустройство. - 2019.- №4.- С. 5-14 (DOIhttps://doi.org/10.34677/1997-6011/2019-4-5-15).
11. Социально-экономическое положение Дальневосточного федераль-ного округа в 2021 году. Межрегиональная ассоциация экономического взаимо-действия «Дальний Восток и Забайкалье». Информационный ресурс: http://assoc.khv.gov.ru/news/5398
12. Сухомиров Г.И. Рисоводство на Дальнем Востоке России: развитие, проблемы, перспективы// Регионалистика. - 2018.-т.5.-№5.-С. 45-56.
13. Министерство Российской Федерации по развитию Дальнего Восто-ка. Информационный ресурс: https://minvr.gov.ru/press-center/news/ yuriy_trutnev_poruchil_razrabotat_programmu_samoobespechennosti_dalnego_vostoka_produktami
14. Постановление Федерального собрания РФ СФ-17 от 11.02.2022 г. «О мерах по социально-экономическому развитию Дальнего Востока» http://council.gov.ru/activity/documents/133305.
15. Гулюк Г.Г. Новые проблемы мелиорации 2021-2025 гг. и пути их решения - Мелиорация и водное хозяйство. - 2021.- № 1.- С. 2-3.
16. Шевченко В.А., Исаева С.Д., Дедова Э.Б. Модель принятия решений в инновационных проектах развития сельскохозяйственного водопользования // Международный сельскохозяйственный журнал. - 2022. - Т. 65. - № 2 (386). - С. 124-128. doi:https://doi.org/10.55186/25876740_2022_65_2_124.